Принципы ямы и ниямы

Принципы ямы и ниямы в социуме.
автор: Ольга Губарева, инструктор йогатерапии и хатха йоги нашего центра.

Соблюдение принципов Ямы и Ниямы в социальной жизни – это залог душевного комфорта и успеха во взаимоотношениях с окружающим миром. Для меня это не лозунг – это мой реальный опыт.

Где-то глубоко внутри эти настройки (на гармоничное поведение) есть у каждого человека. Но в результате накопления социального опыта эти настройки, в силу разных причин, сбиваются. У кого-то больше, у кого-то меньше. Я не исключение, у меня тоже эти настройки были существенно изменены. Когда же в мою жизнь пришла Йога и возникло желание углубиться в её философию, сначала через размышления, а потом и благодаря стремлению «познать истину через свой опыт», я стала стараться наблюдать, как принципы Ямы и Ниямы проявляются в моей жизни. Затем я стала стараться корректировать своё поведение в соответствии с этими принципами. А осознав реальные результаты, стала наблюдать и своё внутреннее состояние: как мои эмоции и мысли соотносятся с этими принципами. И меня ждало удивительное открытие. Когда мои «внутренние настройки» стали меняться под влиянием применения этих принципов – качество жизни стало значительно улучшаться. Энергозатраты стали меньше, а жизненный путь - менее тернистым.

Итак, кратко мои наблюдения о принципах Ямы и Ниямы в социуме.

Ахимса – ненасилие. Совершая действия, осознавать, как эти действия отражаются на окружающем мире, в том числе и на самом себе. Если действия причиняют кому-то вред или страдание – это неизбежно порождает конфликты и негативные проявления со стороны «пострадавших» от этих действий.

Сатья – правдивость. Каждый из нас замечал, как засасывает трясина лжи. Кажется, что получаешь сиюминутную выгоду, но в дальнейшем приходится расплачиваться гораздо большими затратами своих душевных и физических сил.

Астея – неворовство. Вроде на физическом уровне мы стараемся соблюдать этот принцип, как минимум потому, что это может повлечь проблемы с правоохранительными органами. Но на уровне мыслей и намерений как часто мы стремимся «завладеть» тем, что нам не принадлежит? Завидуем чужому успеху, пытаемся ограничить чью-то свободу выбора и т.п. Сколько эмоциональной, психической и физической энергии мы бесцельно на это тратим?

Апариграха – отказ от излишеств. Как-то услышала такую фразу: «Сначала мы стремимся обладать вещами, потом эти вещи владеют нами». В стремлении обладать всё большим количеством вещей, культивируя в себе привязанности к окружающим людям, каким-то особым условиям, своим привычкам, человек не замечает, как становится рабом своих желаний. А в реалиях современного мира с гипер развитым маркетингом – становится рабом навязанных ему желаний.

Брахмачарья – каждое действие совершать во благо Всевышнего. (поправка для атеистов – во благо всех живых существ J ). Потакая своим инстинктам исключительно ради получения собственного удовольствия, мы нарушаем природную гармонию. Потакая своим прихотям, мы лишь разжигаем в себе неуемный аппетит, который невозможно удовлетворить материальными благами. Подобного рода страсти требуют колоссальных энергозатрат, а даруют лишь сиюминутное преходящее удовольствие.

Шауча – чистота. Этот принцип кардинально изменил моё отношение к себе и окружающему меня пространству. Да, находиться в чистом помещении для меня всегда было приятно, но уборку в целом я рассматривала как некую нерадостную повинность. А о чистоте мыслей даже не задумывалась – была уверена, что мысли мои априори правильные, а проблемы, возникающие в моей жизни – это какое-то неудачное стечение обстоятельств, непонятно по какой причине мне доставшееся. Практика этого принципа «открыла для меня Америку»! Оказывается, мыслительный процесс – это тоже поле деятельности как для «генеральной уборки», так и для поддержания ежедневной личной гигиены Ума! И этот процесс: чистки своих мыслей принес ошеломительные результаты: жизнь заиграла яркими красками. Все меньше «так надо» и «вынуждена» стало в моей жизни. Потому как эти «так надо» и «вынуждена» были лишь мыслеформами плотно засевшими в моем сознании, и это именно они, а не внешние обстоятельства усложняли мою жизнь.

Сантоша – удовлетворенность. Принимать жизнь такой, какая она есть, без оценок, без претензий, без иллюзий. Этот принцип совсем не подразумевает, что нужно быть «оголтелым оптимистом» и не обращать внимания на жизненные проблемы. Жизнь многогранна, и наше проявление в этой жизни тоже многогранно. Практикуя этот принцип в своей жизни, я стала гораздо реже вовлекаться в трясину бесцельной мыслемешалки и эмоциональных страстей. На первый план выходит базовая человеческая эмоция - ПРИНЯТИЕ. Принятие радости и принятие страданий – как естественной череды эволюционного процесса. Как-то, объясняя своим ученикам этот принцип, мне пришла такая ассоциация: «Вот Вы в школе, на экзамене. Вам дали решать задачу. И в первый момент Вы понимаете, что задача сложная, Вы не можете сходу её решить, всплывают какие-то эмоции. Но Вам нужно принять как факт условия задачи и постараться решить её, а не спорить с экзаменаторами о том, чтобы изменить условия задачи на те, которые Вам понравятся и Вам легко будет с нею справиться. Так и в жизни. Жизнь ставит перед Вами задачу. Если Вы пытаетесь предъявить жизни претензию, что условия этой задачи вам не нравятся – Вы страдаете, а если принимаете условия этой задачи лишь как данность – дальнейшие ваши действия по решению этой задачи – Вас развивают, приносят результат и удовлетворенность».

Тапах – аскетизм. Действия во благо развития без привязки к результату (к плодам своей деятельности). Вполне логично вытекает из предыдущего принципа удовлетворенности. Человек по своей природе – деятель. Вопрос в том, на что направлена эта деятельность. На удовлетворение сиюминутных чувственных желаний или на развитие в себе качеств, способствующих эволюционному процессу? Когда начинаешь осознавать, что человек  не что-то отдельное от остального мира, а гармоничная его часть – тогда пробуждается стремление свой разум (этот удивительный и мощный инструмент, которым нас наделила природа) использовать «по назначению» - способствовать эволюции. Когда же наши помыслы и деятельность направляются исключительно в сторону чувственных наслаждений и эгоистичных побуждений – наш разум «засыпает», мы как будто спускаемся вниз по ступеням эволюционной лестницы. Практиковать этот принцип в обычной социальной жизни – значит перед каждым своим действием задавать себе вопрос: «Куда это действие меня приведет: к развитию или к деградации?» Отвечая вновь и вновь себе на этот вопрос, мы понимаем, что в развитии нет предела. И нет смысла привязываться к результату, конкретного действия. Это лишь опыт, ступенька, чтобы двигаться дальше.

Сватхьяя – изучение священных текстов. Изучение себя, познание своей природы. Практика этого принципа для меня стала ответом на извечный вопрос: В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Нет, конечно, окончательно ответ не пришел, но уже стал наполнять смыслом мою жизнь. И самое главное осознание, которое укоренилось во мне с практикой этого принципа – это то, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за мою жизнь лежит исключительно на мне. И насколько я буду знать и понимать себя и свою природу – напрямую влияет на состояние моего здоровья, моего благополучия и успеха в этой жизни.

Ишвара Пранидхана – доверие высшим силам. Посвящение плодов своей деятельности высшим силам. Практика этого принципа расставляет всё по своим местам. ЭГО становится действенным и эффективным инструментом. А управляет этим инструментом и главное наполняет безграничной энергией и силой высший разум. Сейчас много тренингов и семинаров на тему «Как стать успешным», «Как добиться того-то, и того-то» и прочее. На этих тренингах и семинарах довольно часто звучат слова «сильная личность», «личный успех», «личное достижение» и т.п. Этих тренингов очень много, они обещают «быстрый успех каждому». Почему же тогда так много несчастных и неуспешных личностей, почему для огромного количества людей самым актуальным является вопрос «Где взять энергию для жизни?» и его производные «Где взять мотивацию?», «Как справиться с ленью и прокрастинацей?» и т.п. Ответ на эти вопросы начинается с понимания, что эго (или личность как принято говорить в современной психологии) само по себе не обладает энергией и это не что-то статичное и вечное. Это лишь материализованная энергия духа. Когда это эго начинает «пыжиться» и превозносить самого себя – связь с духом, с неограниченным источником энергии – перекрывается. А «надувшееся эго» лопается как мыльный пузырь.

Подводя небольшой итог моим рассуждениям на тему о роли соблюдения принципов Ямы и Ниямы в социальной жизни, хочу сказать, что эти принципы не догма, а ориентир и основа для нашего развития. На каждом этапе жизни в этих принципах открывается новая глубина и новые осознания, которые служат опорой в этой жизни

Меню сайта
x
Черная пятница, или что-то типа того))
Акция только 5 дней!

30 сентября - 2 октября.

Узнать подробности
Хочу
Нет, спасибо
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.